Հայտարարություն

Collapse
No announcement yet.

Игра как средство обучения русскому языку

Collapse
X
  •  
  • Filter
  • Ժամանակ
  • Show
Clear All
նոր գրառումներ

  • #61
    Nelli Antonyan-ի խոսքերից Նայել գրառումը
    Продуктивность игрового подхода на уроках русского языка очевидна, и на практике отмечается широкое использование игр при работе с учениками. И нужно указать на возможность превращения обычной ситуации в игровую путем постановки коммуникативно-игровой задачи, с использованием соответствующей наглядности.[6,28]

    Например, можно использовать игру «волшебное королевство».

    С помощью мела класс делится на две части, и если ученик правильно отвечает на вопросы, от он может входить в «волшебное королевство», то есть в другую часть класса. Ученики будут стремиться перейти на другую сторону, и никто не захочет остаться за пределами волшебного королевства. С помощью этой игры у учеников развиваются активность и целеустремленность. Внутренний потенциал ребенка огромен, и задача педагога помочь учащемуся реализовать его. И здесь приобретает особую актуальность игровой метод обучения, который в силу своей универсальности может использоваться на разных возрастных этапах.
    Уважаемая Нелли, очень благодарна Вам за Ваше участие.

    Comment


    • #62
      1. Значение педагогической игры

      Значение игры невозможно исчерпать и оценить раз*влекательно-рекреативными возможностями. В том и со*стоит ее феномен, что, являясь развлечением; отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в тера*пию, в модель типа человеческих отношений и проявле*ний в труде.
      Игру как метод обучения, передачи опыта старших по*колений младшим люди использовали с древности. Ши*рокое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифика*цию учебного процесса, игровая деятельность использу*ется в следующих случаях:
      в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
      как элемент более общей технологии;
      в качестве урока или его части (введение, контроль);
      как технология внеклассной работы.
      Понятие «игровые педагогические технологии» вклю*чает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различ*ных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей пе*дагогическим результатом, которые могут быть обоснова*ны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по*знавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и си*туаций, выступающих как средство побуждения, стимули*рования к учебной деятельности.
      2. Реализация игровых приемов и ситуаций
      Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным на*правлениям:
      дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
      учебная деятельность подчиняется правилам игры;
      учебный материал используется в качестве ее сред*ства;
      в учебную деятельность вводится элемент соревно*вания, который переводит дидактическую задачу в игровую;
      успешное выполнение дидактического задания свя*зывается с игровым результатом.
      Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Фун*кция игры — ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функ*ции игры как педагогического феномена культуры.
      Социокультурное назначение игры. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленно*го воздействия их на становление личности, усвоение зна*ний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияю*щие на формирование человека.
      Функция межнациональной коммуникации. И. Кант счи*тал человечество самой коммуникабельностью. Игры на*циональны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообра*зию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
      Функция самореализации человека в игре. Это одна из ос*новных функций игры. Для человека игра важна как сфе*ра реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурен*тность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации. Человеческая практи*ка постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы рас*крыть возможные или даже имеющиеся проблемы у чело*века и моделировать их снятие.
      Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуни*кативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество — кол*лектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.
      Диагностическая функция игры. Диагностика — способ*ность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе — это особое «поле самовыражения».
      Игротерапевтическая функция игры. Игра может и дол*жна быть использована для преодоления различных труд*ностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эф*фект игровой терапии определяется практикой новых со*циальных отношений, которые получает ребенок в роле*вой Игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудни*чества взамен отношений принуждения и агрессии, при*водит в конце концов к терапевтическому эффекту.
      3. Игровые мотивы и организация игр
      Игровые формы обучения, как никакая другая техно*логия, способствуют использованию различных способов мотивации:
      Мотивы общения.
      Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
      Моральные мотивы.
      В игре каждый ученик может проявить себя, свои зна*ния, умения, свой характер, волевые качества, свое отно*шение к деятельности, к людям.
      Познавательные мотивы.
      Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нуж*но знать больше других).
      4. Формы игры
      викторина,
      КВН,
      соревнование,
      брейн-ринг,
      деловая игра,
      мозговой штурм и т.д.

      Comment


      • #63
        Խաղային տեխնոլոգիաների կիրառումը ունի ուսումնադաստիարակչական մեծ նշանակություն:Խաղը դիտարկվում է որպես առաջատար գործունեություն ոչ այն պատճառով,որ այն երեխայի կյանքում մեծ տեղ է գրավում,այլ որովհետև խա ղի ընթացքում երեխայի հոգեկանում տեղի են ունենում գլխավոր փոփոխությունները,զարգանում են հոգեկան այն գործընթացները,որոնք անհրաժեշտ են զարգացման նոր առավել բարձր աստիճանի անցնելու համար:Խաղալով երեխան անընդհատ ձգտում է գնալ առաջ,նրա մոտ միաժամանակ աշխատում են ենթագիտակցությունը,խելքը և երևակայությունը,հետևաբար երեխաների զգացմունքային ոլորտի զարգացումը,ինչպես նաև մտավոր կարողությունների զարգացումն ավելի արդյունավետ կատարվում են խաղի մեջ:

        Comment


        • #64
          Խաղի և զննական պարագաների միջոցով ոչ միայն ուսուցանվում և ամրապնդվում է դասանյութը, այլև այն օգնում է, որ աշակերտն աննկատ ձևով կարողանա հաղթահարել բարդ ուսումնական խնդիրներ:Խաղերն ու զննական պարագաները չեն կարող ինքնանպատակ լինել, այլ պետք է համաձույլ լինեն ուսուցմանը և ծառայեն ուսումնական նպատակին:Անհրաժեշտ է խաղն այնպես ընտրել, որ համապատասխանի ուսումնասիրվող թեմային, աշակերտների տրամադրությանն ու տարիքային առանձնահատկություններին, ինչպես նաև օգնի՝ճիշտ ըմբռնելու անցածն ու անցնելիքը:Ինչպես ցանկացած մանկավարժական հնար, ուսումնական տեխնոլոգիա,այնպես էլ հետաքրքրաշարժության տարրերով հարուստ խաղը կարող է ձանձրացնել երեխաներին, եթե չփոխվի ու անընդհատ կրկնվի նույնությամբ:Այդ իսկ պատճառով այն պետք է կիրառվի ստեղծագործաբար:Ցանկացած խաղ, զննական պարագա ցանկալի է տեսնել ոչ թե անխախտ կաղապարի, այլ զարգացման մեջ, որպեսզի երեխայի մեջ չկորչի հետաքրքրությունը թե դրա, թե ուսուցման նկատմամբ:

          Comment


          • #65
            Можно условно классифицировать игры следующим способом:
            1. Учебные — наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний.
            Игра «Насыщенный текст»
            Эта игра подходит для учеников любого возраста. Лучше, если она станет регулярной. Ход игры. Играющим предлагается сочинить связный текст, в который должно быть включено как можно больше слов, содержащих заданную орфограмму. Эти слова в тексте лучше подчеркнуть.
            В указанный срок все желающие могут прочитать свои тексты вслух и проверить, соблюдены ли в них условия игры. Можно провести взаимопроверку или просто сдать тексты учителю.
            Победителем становится тот, у кого при максимальном количестве использованных слов будет самый интересный и остроумный рассказ. Особенно эффективный приз: весь класс пишет диктант по лучшему тексту, а победитель от него освобождается.

            Comment


            • #66
              2. Комбинаторные — достаточно широко известные игры, которые требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, а кроме того, существенно активизируют словарный запас ребёнка.
              Игра «Слоговые цепочки»
              Игра подходит для детей младшего и среднего школьного возраста. Нужны листки бумаги и ручки или доска и мел. Игру проводит ведущий.
              Ход игры. Играющие делятся на небольшие команды. Ведущий объясняет правила игры. За отведённое время (примерно пять минут) каждая команда должна построить как можно более длинную слоговую цепочку. Правила построения цепочки таковы: берётся любой исходный слог, например му. К нему нужно присоединить ещё один слог так, чтобы получилось слово: му — ка, затем к последнему слогу снова присоединяется слог так, чтобы получилось слово, и т. д.: му — ка — ша — тёр — ка — ра — порт — рет — ро — ман —...
              Когда отведённое время истекает, команды сдают листки с цепочками ведущему. Он вслух читает цепочки, и все вместе проверяют их правильность. Побеждает та команда, в цепочке которой оказалось больше звеньев. Если в цепочке встретилась ошибка, вся дальнейшая часть цепочки не засчитывается.

              Comment


              • #67
                3. Аналитические — игры, которые развивают аналитическое мышление, помогают приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие.
                Игра «Пропорции»
                Возраст и количество игроков любые, продолжительность игры — по желанию. Играют команды. Играющие могут записывать на листках предложенное задание.
                Ход игры. Этот игровой приём помогает развитию способности видеть и устанавливать связи между явлениями, понятиями, предметами; искать решения, быстро меняя угол зрения, не «останавливаясь» на каком-то одном варианте. Пропорции могут быть построены на самых разных основаниях, например:
                на грамматических:
                делать / сделать = говорить / ? (сказать);
                словообразовательных:
                пожар / пожарник = двор / ? (дворник);
                семантических:
                пожарник / пожар = дворник / ? (мусор).

                Comment


                • #68
                  4. Ассоциативные — игры, которые активизируют интуицию, ассоциативное мышление, способность к свободному поиску без определённого алгоритма. Играя в такие игры, ученики вступают в мир намёков, ассоциаций и сравнений, обязательно создаются какие-то связи.
                  Игра «Намёки»
                  Ход игры. Ведущий предлагает играющим первую букву загаданного слова и намёк на него — какое-то другое слово, которое он считает некоторым образом связанным с первым. Выигрывает тот, кто может первым назвать загаданное слово.

                  Comment


                  • #69
                    5. Контекстные — игры, которые связаны с текстом. Задача в таких играх может быть сформулирована прямо: понять текст, восстановить недостающие звенья, а может быть обратной: создать контекст, который будет соответствовать определённым условиям.
                    Игра «Дополнить текст»
                    Ребята получают текст с пропусками. Им предлагается за определённое время заполнить эти пропуски, стремясь максимально приблизиться к тексту оригинала. Когда время истекает, играющие по очереди предлагают свои заполнения купюр. В конце игры учитель зачитывает текст без купюр, победителем признаётся тот, чей вариант был к нему наиболее близок.

                    Comment


                    • #70
                      6. Языковые — игры, которые не только развивают речь и интеллектуальные способности, но и построены на работе с единицами языка и его законами. К таким играм можно отнести лингвистические задачи, задания для лингвистических олимпиад.
                      Лингвистическая задача. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приводится такой разговор маленькой девочки с её няней:
                      — Няня, что это за рай такой?
                      — А это где яблоки, груши, апельсины, черешни…
                      — Понимаю: рай — это компот.
                      Одно из слов здесь употреблено грамматически не совсем правильно. Какое именно? ( В тексте задачи не совсем правильна употреблена словоформа черешни; она имеет основание только в том случае, если считать, что форма единственного числа обозначает единичный плод: черешня как 'черешенка').
                      На самом деле слово черешня в русском языке обозначает, во-первых, плодовое дерево, а во-вторых, плоды этого дерева — обычно в собирательном значении. А собирательные существительные ( например, листва, тряпьё, детвора, студенчество и т. п.) множественного числа не имеют. Следовательно, слово черешня имеет форму множественного числа — черешни — только если обозначает множество соответствующих плодовых деревьев.)

                      Comment


                      • #71
                        Безусловно, приведенная выше классификация игр, как и всякая классификация, условна. Однако она научно обоснована, внутренне непротиворечива и обладает, по нашему мнению, определенными преимуществами для практического применения их творчески работающими педагогами. Но не менее важной проблемой для учителя-практика является определение целостного механизма применения учебных игр различного класса и вида, методические рекомендации по их конструированию и использованию в собственной практике.

                        Comment


                        • #72
                          Игра как вид учебной деятельности и доступна, и необходима каждому преподавателю русского языка. Любая игра, используемая в рамках образовательного процесса, требует определённого педагогического мастерства. Как видим, игра, безусловно, многомерна. Она деятельность и отдых, познание и развлечение, подражание и творчество, самовыражение и общение, импровизация и тренинг. Важно, что все эти полярные характеристики существуют в игре одновременно. Игра — это всегда определённая неопределённость, предсказуемая непредсказуемость, повторимая неповторимость, поскольку игра всегда будет другой, стабильными определёнными, предсказуемыми будут только правила, а сама она полна импровизации, и в частности, потому, что уникален и неповторим каждый человек, меняющийся в каждый последующий момент своей жизни.

                          Comment

                          Sorry, you are not authorized to view this page
                          Working...
                          X