Հայտարարություն

Collapse
No announcement yet.

Опыт нравственно-эстетического воспитания на уроках русской литературы.

Collapse
X
  •  
  • Զտիչ
  • Ժամանակ
  • Show
Clear All
նոր գրառումներ

  • Опыт нравственно-эстетического воспитания на уроках русской литературы.

    Художественная литература - могучее средство идейно-политического и нравственного воспитания народа в духе передовых общественных идеалов. Искусство художественного слова сближает людей во имя достижения общих целей, приносит им радость познания, развивает благородные чувства, воспитывает любовь и стремление к прекрасному, творческое отношение к жизни.
    Воспитательное значение литературы непосредственно связано с её познавательной ролью. Содержание художественной литературы широко дает читателям огромный материал для наблюдений и размышлений. Художественные образы отражают не механически: писатель отбирает наиболее характерные явления, обобщая, типизируя, перерабатывая их в своей творческой фантазии, стремясь отразить жизнь в её движении, развитии, раскрывая её закономерности и высказывая свое отношение к изображаемому. Писатель оценивает изображаемые им явления жизни в свете своих нравственных, социально-политических и эстетических идеалов.

  • #2
    экономического развития общества является одной из важнейших задач учителя-словесника. Время требует новых подходов, новых решений.
    Вступая в жизнь, молодой человек должен быть устремленным к высоким общественным целям, идейно убежденным, располагать широким кругом знаний о современном производстве и перспективах его развития, иметь четкую жизненную программу и регулировать свое поведение. Низкий уровень нравственной воспитанности отдельных выпускников школ, их поведение чаще всего являются следствием их инфантилизма, отсутствия четких оценочных критериев, несформированной активной жизненной позиции, неумения предвидеть последствия своего поведения, легкомыслия, бездуховности.

    Comment


    • #3
      Роль школы как основного источника целенаправленного систематического воздействия на нравственное сознание и поведение молодежи все время возрастает. Педагогическая наука разрабатывает оптимальные пути повышения качества воспитательной деятельности школы. В этом направлении возникли и успешно развиваются концепции, рассматривающие нравственное воспитание как выработку системы нравственных отношений личности к действительности (И.С.Марьенко, В.А.Яковлев, Б.Лихачев и др.), как средство управления идейно-нравственным развитием школьника, обеспечения его положения как субъекта деятельности и внутриколлективных отношений и самовоспитания (Г.Н.Филонов, О.С.Богданова, М.Ф.Харламов, Л.И.Новикова, Л.И.Рувинский и др.). Значение этих исследований - в попытке преодолеть традиционные подходы к нравственному воспитанию. Формирующаяся личность ученика рассматривается в них как активно развивающаяся система, способная к нравственной саморегуляции. Исследователями выявлены интегральные критерии нравственного облика личности, в характеристике которых с наибольшей полнотой реализуется способность школьника к сознательному нравственно мотивированному поведению.

      Comment


      • #4
        По мнению Щурковой Н., методическая система нравственного воспитания организуется в соответствии с научно-теоретическим представлением о нравственном процессе как взаимодействии и взаимовлиянии таких социально-психологических факторов, как нравственная среда, осознание человеком нравственных отношений ("нравственное сознание") и нравственная деятельность [Щуркова, 1990: 14]
        Что такое нравственность? По Ожегову С.И., нравственность - это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение [Ожегов, 1988: 360]
        Нравственное воспитание - это целенаправленное формирование у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу, Родине, самому себе и труду как материализованному отношению к человеку.
        Мораль и нравственность - понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает "нравственность". Мораль - система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

        Comment


        • #5
          Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
          Проблемы образования в XXI в. интересуют ученых и учителей, родителей и учащихся. Особое значение приобретает идея фундаментальных знаний, преодоление разрыва между традициями и современными методологиями, проблемы диалога культур, усвоение знаний в обобщенном виде, воспитание системы нравственных координат личности.
          Современный учитель чем-то похож на поэта, о котором С.С.Аверинцев пишет: "Его задача - не только и не столько учить и разъяснять, сколько показывать и внушать".
          С позиции современной эстетики и литературоведения художественное творчество сближается с наукой в характере точности постижения мира. Но специфика его в том, что оно дает читателю наглядную, образную картину мира, несет в себе элемент эстетического наслаждения, нравственного урока, наконец, ту духовную радость, испытать которую так важно каждому.

          Comment


          • #6
            По мнению О.Ю.Богдановой, одна из проблем современной методической науки - это проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира. [Богданова, 2002: 9] Здесь нельзя не заметить опасности своеобразной инерции неполноценности восприятия, свойственной значительной части молодежи, выражающейся и в выборе книг для чтения, и в оценках прочитанного, и в тех жизненных идеалах, которые формируются под воздействием многих причин. Не следует забывать и о суверенности читательского восприятия. Вспомним строки А.А.Ахматовой:
            А каждый читатель как тайна,
            Как в землю закопанный клад,
            Как самый последний, случайный,
            Всю жизнь промолчавший подряд.
            Ведь душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь - основные концепты урока литературы. Долгие разговоры о душе у учащихся могут вызвать циничные замечания, да и вообще дети не любят, когда их открыто воспитывают. Воспитываем не мы, а искусство, оно гораздо убедительнее нас.

            Comment


            • #7
              По мнению Берестовицкой С.Э., нас тревожат две равно вызывающие опасения тенденции: превращение литературы лишь в повод для разговоров на нравственные темы (так называемое "человековедение") и, напротив, игнорирование нравственных проблем, чрезмерное внимание к вопросам эстетическим, без учета возрастных особенностей и интересов учеников [Берестовицкая, 2004: 38]
              Хочется привести случай, описанный Василием Андреевичем Сухомлинским в книге "Рождение гражданина": "Никогда не забуду тихого сентябрьского утра, когда до начала уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои тогда учились в 8 классе). В глубоких, тревожных глазах парня я почувствовал какое-то горе. "Что случилось, Костя?" - спросил я. Он сел на скамью, вздохнул и спросил: "Как же так? Через сто лет не будет никого - ни Вас, ни меня, ни товарищей, ни Любы, ни Лизы: Все умрем. Как же это так? Почему?" Потом, после долгих бесед наших о жизни, о труде, о радости творчества и следе, который оставляет на земле человек, Костя сказал мне: "Наверное, счастливее те, которые верят в Бога. Они верят в бессмертие. А нам без конца говорят: "Человек состоит из таких-то химических веществ, нет никакого бессмертия, человек смертен точно так же, как и лошадь". Разве можно так говорить?"

              Comment


              • #8
                По мнению Берестовицкой С.Э., так говорить нельзя. Это мы все сейчас понимаем. Но как говорить, что говорить? А ведь русская литература отвечает на эти вопросы: сколько в ней произведений о смысле жизни и смерти, как серьезно она относится к этой теме ("Парадокс" В.Г.Короленко, пронзительные страницы о смерти Андрея Болконского в "Войне и мире" - можно долго перечислять). Проблема Бога, бессмертия - одна из центральных в русской литературе. Всегда ли мы успеваем не то что обсудить её с учениками, но хотя бы коснуться: [Берестовицкая, 2004: 39]
                Трудности преподавания литературы в школе связаны с тем, что художественный образ не может быть переведен на язык понятий. Все гораздо сложнее. Требуется усилить внимание к процессу познания художественной литературы, к взаимосвязи образного и понятийного в деятельности школьника.
                В совместной деятельности учителя и ученика важно добиться усвоения содержания и общих принципов анализа, владения теоретическими понятиями и развития эмоционально-волевой сферы. Ибо, "так же, как секрет языка лежит на скрещении познания при помощи языка, так секрет искусства лежит на скрещении познания искусства и общения искусством".

                Comment


                • #9
                  Какие направления и аспекты школьного анализа литературного произведения особенно важны в решении задач нравственно-эстетического воспитания учащихся?
                  Вспомним, прежде всего, что в содержание анализа, как отмечал методист В.В.Голубков, входят общий смысл произведения, его идейная направленность; общий смысл произведения раскрывается в сюжете; в сюжете, в свою очередь, выясняются характеры героев; важна система образов, отражающая и систему общественных отношений, и взгляды автора. Кроме того, названы такие компоненты, как портрет, пейзаж, обстановка, художественные детали; не менее важно понять построение произведения, его композицию в целом и, наконец, язык писателя и язык персонажей.

                  Comment


                  • #10
                    Нравственное и эстетическое воспитание на уроках литературы

                    В вопросе о ценностях русской духовности мы обращаемся к литературе. По мнению Л.Н. Толстого,
                    в литературе и искусстве этические ценности являются приоритетными. Добро – всеобъемлющая нравственная категория, оно находит свое проявление в сострадании и милосердии. Этому и учит литература.

                    Н. Бердяев отмечал: «Русской литературе свойственны сострадательность и человечность, которые поразили весь мир». Синоним сострадания – жалость. Так, при изучении пьесы М. Горького «На дне» обращаю внимание обучающихся на то, что жалость находится в эпицентре дискуссии о человеке.

                    У В. Шукшина жалость в системе гуманистических ценностей стоит очень высоко. Жалость он считал чувством, исконно присущим русскому национальному характеру.

                    Совесть – нравственная самооценка человека. Соловьев относил совесть к основам нравственности. Способность услышать голос совести есть признак нравственной природы человека. Изображение мук совести дано Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Я акцентирую внимание учащихся
                    на том, что, по сути, роман – об очистительной силе страдания, о спасительных муках совести, которые предшествуют раскаянию. И как Родион Раскольников проходит через суд совести к раскаянию.

                    И уже во вступительном слове говорю о том, что в центре внимания на уроке роман, который стал классикой, и к которому вот уже сто сорок лет неизменно обращаются читатели, чтобы постигнуть суть добра и зла, нравственные основы человека. Ф.М. Достоевского волновала проблема лучших людей, своеобразие которых – в высоком духовно-нравственном состоянии их души. Он считал, что смысл подлинного просвещения есть «свет духовный, озаряющий душу…, подсказывающий… дорогу жизни». Писатель подчеркивал, что красота человеческая – в честности, чести, чувстве подлинного человеческого достоинства. «Исчезает честь – остается формула чести, что равносильно смерти чести» – утверждал писатель. Эти слова можно брать эпиграфом к сочинению по творчеству Ф.М. Достоевского.
                    https://m.facebook.com/story.php?sto...92780634989244

                    Comment


                    • #11
                      Высокохудожественные образы положительных героев художественных произведений оказывают непосредственное активное воздействие на читателей, особенно молодых, нередко служат для них образцом, примером Человека, каким они стремятся стать, мерилом их нравственных оценок. Воспитательное значение отрицательных персонажей Свифта, Рабге, Мольера, М.Твена, Гоголя, Некрасова и других писателей заключается в том, что они даны как резкое несоответствие эстетическому и нравственному идеалу писателей той или иной эпохи. Идеалы писателя выражаются не только в положительных и отрицательных героях, но и во всех персонажах, в их взаимодействии, борьбе, в том, как писатель понимает развитие жизни, её прогрессивные тенденции, в совокупности всех компонентов произведения, в творческом методе и стиле писателя, который стремится убедить читателя в верности и справедливости того, что он показал ему, возбудить в читателе желание бороться за те идеалы, которые отражены в произведении. Именно воспитание в духе передовых общественно-политических, нравственных и эстетических идеалов является основной и важнейшей воспитательной функцией художественной литературы. Имея в виду то, что писатель не только отображает жизнь, но и дает её оценку, произносит "приговор" тем или иным явлениям жизни, учит читателя глубже и основательнее понимать развитие общества, его ближайшие задачи и свое место в общественной жизни.

                      Comment


                      • #12
                        М.Горький говорил, что "образ шире идеи", он многозначен, отражает сложные жизненные явления в конкретно-чувственной форме, в форме самой жизни и несет в себе комплекс самых разнообразных социально-политических и нравственных идей, причем читатель художественного произведения может быть удовлетворен тем, что и как изображает автор, но не согласен с авторской трактовкой нарисованных им картин жизни, с его нравственными или эстетическими идеалами. При этом воспитательное воздействие произведений тем эффективней, чем более глубок и основателен конкретно- исторический подход читателя к произведениям художественной литературы. Этот основной аспект - оценка произведения в свете исторических условий эпохи его создания и в свете задач современности - объективно правильное понимание идейно-художественного содержания, а следовательно, и наиболее эффективное воспитательное влияние на читателя. Сила влияния художественного образа обусловлена тем, что он воздействует не только на мысль, но и на чувства, на волю, на личность человека. Художественная литература содействует развитию воображения, фантазии.

                        Comment


                        • #13
                          По словам В.Г.Белинского, "изучить поэта - значит не только ознакомиться через усиленное и повторяемое чтение с его произведением, но и перечувствовать, пережить их". Увлечение поэтом - это первая стадия изучения его произведений. Следующий этап, по В.Г.Белинскому, "переход из восторженного увлечения к хладнокровному спокойному созерцанию". Это "созерцание" связано с глубокими раздумьями над содержанием и формой произведения, над теми проблемами, которые поставлены в нем.

                          Comment


                          • #14
                            Нравственно-эстетическое воспитание на уроках литературы, посвященных творчеству В.Г.Короленко
                            Крупнейшие писатели мира подарили человечеству не только замечательные произведения, но и глубочайшие мысли о природе искусства: Бореев Ю.Б. писал, что значение теории для художника неоднократно обсуждалось в истории эстетической мысли [Бореев,1975: 12].
                            Уроки литературы в практике лучших учителей-словесников становятся уроками нравственности.
                            Так, на уроках по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья" мы имеем возможность обдумать с ребятами важные этические проблемы, волновавшие писателя: проблему социального неравенства, проблему подлинной дружбы и проблему взаимоотношения родителей и детей.

                            Comment


                            • #15
                              Произведения В.Г.Короленко дороги словеснику тем, что они написаны сердцем и обращены к сердцу.
                              Самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе, быть терпимым. И таким даром - чутким сердцем - обладал, по воспоминаниям современников, Владимир Галактионович Короленко. Друзья называли его "совестью эпохи", "солнцем России", "светлым духом".
                              По мнению Галимовой Л.М., в основе мироощущения Короленко лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей:
                              "Дети подземелья" - это повесть о детях и детстве. Эту повесть включаем в тематическое планирование в качестве внеклассного чтения. Рассматривая конкретные ситуации, эпизоды, портретные зарисовки и пейзажные зарисовки, мы идем по линии органичного слияния этического и эстетического.
                              В ней есть всё, что может привлечь и взволновать подростка: атмосфера сказочного и таинственного, к чему стремится детская душа, и целый мир "смутных вопросов", которые возникают в сознании ребенка при столкновении с разными сторонами жизни. Поэтика повести сосредоточена на человечности. Автора интересует внутренний мир души, её страдания, боли, её драмы, которые возникают под влиянием разных событий.

                              Comment

                              Sorry, you are not authorized to view this page
                              Working...
                              X